В начале XX столетия шведский ботаник Р. Сернандер дал любым частям растений, с помощью которых они способны расселяться, общее название диаспор. В качестве диаспор могут выступать семена, плоды, соплодия, части вегетативного тела и даже целые растения. Главнейшие типы диаспор у семенных растений - плоды и семена, у низших и высших споровых - споры. Существуют два основных пути распространения диаспор. Один - путем механизмов, выработанных в процессе эволюции самим растением, другой - с помощью различных внешних агентов - ветра, воды, животных, человека и т.д. Первый тип получил название автохории, второй - аллохории. Идентификация сорных растений по диаспорам является важнейшей задачей при установлении фитосанитарного состояния партий зерна для экспортных целей. Вопросы процессов диагностики и методики исследований требуют обязательного изучения специалистами фитосанитарных центров. С целью повышения качества аграрной продукции и обеспечения соблюдения требований стран-импортеров специалисты подведомственного Россельхознадзору Всероссийского центра карантина растений (ФГБУ «ВНИИКР») разработали и внедрили для специалистов профильных испытательных лабораторных центров новый учебный курс по изучению диаспор сорных растений, засоряющих зерно пшеницы, первый поток слушателей которого успешно прошел обучение в подмосковном Быково с 14 по 18 апреля этого года. Лекционные и практические занятия провели ведущие специалисты и разработчики методов идентификации из научных и производственных подразделений ФГБУ «ВНИИКР». В ходе обучения слушатели получили исчерпывающую информацию о разнообразии и особенностях строения диаспор сорных растений, ассоциированных с посевами зерновых культур. Наибольший интерес у обучающихся вызвали практические занятия, посвященные идентификации плодов и семян растений из семейств Гречишные, Маковые, Астровые и др. Диаспоры этих растения чаще других засоряют подкарантинную продукцию зерновых и нуждаются в корректной идентификации согласно фитосанитарным требованиям стран-покупателей. Наглядный материал и возможность доступа к уникальным карпологическим коллекциям института позволили легче усвоить представленный материал. Обучение специалистов лабораторных центров по данной программе позволит повысить качество экспертиз, а также сократить сроки их проведения.
|